- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Налоговые риски
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001709 |
Тема: | Налоговые риски |
Содержание
Название работы: Налоговый контроль, как инструмент обеспечения экономический безопасности Глава 1. Экономическое содержание и организация налогового контроля 1.1 Налоговая составляющая экономической безопасности A. Контроль и функции, формы экономической безопасности B. Налоговая политика в структуре экономической безопасности C. Проблема уклонения от уплаты налогов как фактор негативного воздействия на экономическую безопасность в контексте проблем развития бюджетного федерализма в России 1.2 Налоговые риски A. Понятие, виды и критерии налоговых рисков B. Причины возникновения налоговых рисков C. Сущность налоговых рисков и их место в системе налогообложения 1.3 Формы и методы налогового контроля A. Необходимость и содержание налогового контроля B. Органы, осуществляющие налоговый контроль C. Методы налогового контроля Глава 1. Экономическое содержание и организация налогового контроля 1.1 Налоговая составляющая экономической безопасности Экономическая безопасность – фундаментальная основа в целом экономически эффективного государства. Экономически эффективное государство – это государство, несомненно, отстаивающее свои национальные интересы и обеспечивающее свою национальную экономическую безопасность в конкретное время и при конкретных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции. В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)».[1] В этих документах определены цели и объекты государственной стратегии экономической безопасности. Раскрыта характеристика угроз экономической безопасности России. Сформулированы критерии и параметры состояния экономики, которые отвечают требованиям экономической безопасности, зафиксированы механизмы и перечень меры экономической политики, которые направлены на защиту экономической безопасности. Меры по предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации были приняты в сокращение имущественной дифференциации населения, в целях обеспечения относительного баланса социальных интересов, в том числе: * предотвращение расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных * сокращение безработицы * ликвидация задержек выплаты заработной платы и социальных пособий Предотвращение дальнейшего реформирования структуры российской экономики, в том числе: * увеличения доли продукции низкой степени обработки * снижения конкурентоспособности продукции * зависимости страны от импорта продовольствия * завоевания иностранными и отечественными юридическими и физическими лицами монопольного положения на внутреннем рынке. [2] Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших функций государства, это – гарантия независимости страны и обязательное условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Экономическая безопасность входит в систему национальной безопасности, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий и т.д. Важнейший элемент экономической безопасности страны в современных условиях – налоговая безопасность. Налогообложение является связующим звеном между экономикой и бюджетной системой, осуществляющей перераспределение средств между хозяйствующими субъектами, физическими лицами и государством. Основным источником, создающим угрозу налоговой безопасности, являются налоговые риски. В отечественных, и зарубежных публикациях дается качественная оценка налоговых рисков, но отсутствует количественное определение и оценка влияния налогового риска на безопасность организации. В условиях становления и реформирования налоговой системы России налоговая безопасность организации приобретает самостоятельную роль. Она является частью экономической безопасности государства, как получателя налогов в доходную часть бюджета, и предприятия, как плательщика налогов. Налоговая безопасность государства представляет собой состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированное поступление налоговых платежей в бюджет. Что обеспечивает защиту национальных интересов, социальную направленность налоговой политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Налоговая безопасность организации – это финансово-экономическое состояние налогоплательщика, обеспеченное минимизацией налоговых рисков, при котором со стороны хозяйствующего субъекта полностью и своевременно уплачиваются начисленные налоги, а со стороны исполнительных и законодательных органов обеспечивается предусмотренная законом защита налогоплательщика. Это способствует росту чистой прибыли и повышению экономической безопасности российских налогоплательщиков. В основе налоговой безопасности организации лежит оценка налоговых рисков и налоговой нагрузки. Путем использования специальных методов и инструментария по оценке их влияния на экономическую безопасность и эффективность деятельности организации. Так же были разработаны рекомендации по выявлению недобросовестного налогоплательщика. Было собрано около 109 типичных признаком, по которым можно вычислить подозрительные компании. Данный список имеет весьма ориентирующий характер и содержит в себе признаки «фирмы-однодневки» или признаки «схем». Чем больше признаков будет выявлено у налогоплательщика, то чем выше риск подозрительности и тем самым больше шансов попасть под налоговую проверку. Все признаки разделены на три группы: - Признаки, выявляемые на этапе регистрации компании; - Признаки, выявляемые на этапе постановки на налоговый учет; - Признаки, выявляемые в ходе деятельности компании. Одной из самых важных составляющих государственного регулирования является налоговая политика, которая, без сомнений, оказывает большое влияние на экономическую составляющую национальной безопасности. Налоговая политика, налоговая система и налоги, являются частью экономической системы безопасности России. - как важный элемент государственного воздействия на экономические и социальные процессы, происходящие в государстве - как ресурс, которым непосредственно располагает государство; -как фактор двухсторонней связи государства и субъектов экономической системы, к которым относятся муниципальные образования, регионы, физические и юридические лица, и т.п. Налоговая политика может являться в качестве средства защиты экономической безопасности или может выступать источником устранения угроз и рисков. Значение роли налогов и налоговой политики в обеспечении экономической безопасности характеризуется общими принципами, критериями и непосредственно показателями экономической, в том числе финансовой безопасности. В соответствии с понятием содержания экономической безопасности, налоги и налоговая политика являются факторами «такого развития экономики, при котором будут созданы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз». [3] Как элемент экономической безопасности, налоги должны непосредственно обеспечивать такого рода условия экономического развития, которые будут противостоять угрозам безопасности страны извне, а конечно же внутренним угрозам социальной, экономической, финансовой, бюджетной и иным системам России. Также не вызывает сомнения тот факт, что налоговая система и налоговая политика справедливо являются частью системы экономической безопасности по трем направлениям: * как финансовый ресурс, находящийся в руках государства; * как инструмент урегулирования экономическими и социальными процессами; * как объект зависимости государства от налогоплательщиков и регионов. Таким образом, налоговая система является средством для обеспечения экономической безопасности и безусловно инструментом ее обеспечения и, одновременно, фактором возникновения угроз. При этом стоит отметить, что причиной усиления угроз и рисков при потере налогового потенциала, могут стать налоги в качестве ресурсного фактора, а так же средством защиты в случае роста налогового потенциала. Роль налогов в защите или угрозы национальной, а конкретно экономической безопасности, во многом зависит от разных путей экономического развития и экономической политики, которые проводит государство. Экономика в состоянии кризиса, не может не привести к необходимости перестраивания налоговой системы для того, чтобы избежать дальнейшего влияния угроз на государство. Существуют различать объективные и субъективные новшества налоговой политики для оценки налоговой безопасности. В экономической безопасности со стороны налогов и налоговой политики непосредственно существуют внутренние и внешние угрозы, которые связаны с экономическими отношениями субъектов налоговой системы и ее влиянием на многие стороны жизни социума. Объективные направления налоговой политики, могут быть более улучшенными и эффективными, а субъективные цели, идеи, и итоги деятельности правоохранительной силы и местного самоуправления, менее благоприятными для защиты экономической безопасности. И также наоборот, верные и обоснованные действия государства в структуре налоговой политики, в целом, могут не сопровождаться ростом собираемости налогов, позитивными тенденциями в налоговых отношениях и процветанием экономики. «Ошибки в деятельности государственных органов в области налоговой политики и, как следствие, неэффективная налоговая система могут ослабить финансовую систему. Разладить бюджетную политику, поставить в противостояние друг другу интересы государства и предпринимательского сообщества, а также налогоплательщиков и государственной власти». [4] Отбросив подробный анализ, стоит отметить только с позиции обеспечения налоговой безопасности, что наиболее актуальным является проведение четких различий между понятием уклонение от уплаты налогов, что представляет собой уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно с нарушением действующего законодательства уменьшает размер налогового обязательства. И налоговая оптимизация, что представляет собой уменьшение размера налоговых обязательств с целью правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. В первом случае снижение налоговых выплат, а также их полное избежание осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений, то есть путем прямого нарушения законодательства о налогах и сборах. Во втором – налогоплательщик применяет способы, при которых уменьшение налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает переплату налогов, а в некоторых случаях санкции. Данное разграничение важно не только для развития понятийного аппарата в соответствующих сферах научного знания, но, прежде всего, оно необходимо непосредственно для правильного выстраивания деятельности хозяйствующих субъектов по уплате налогов, правоохранительных и судебных органов, связанной с квалификацией данной деятельности. Особую важность в этой связи имеют вопросы оценки действующего налогового и бюджетного законодательства на предмет наличия в нем отдельных поправок, позволяющих использовать различные схемы уклонения от уплаты налогов. С точки зрения бизнеса, оптимизация налогов – совершенно рациональное поведение. Однако в частых случаях, такая оптимизация переходит в область незаконных действий по уклонению от уплаты налогов. «В итоге, по данным Счетной палаты РФ, из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в бюджеты всех уровней ежегодно не поступает от 30 % до 40 % налогов». [5] Конечно, далеко не все бюджетные потери, связаны с уходом из под налогов, выдаваемыми за различные схемы легальной налоговой оптимизации. Достаточно широко распространены некоторые документы: фальсификация бухгалтерских документов и т д. Они используются также с целью сокрытия доходов и иных объектов налогообложения. Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе, нарушение порядка работы с наличными средствами, и другие различные нарушения законодательства о налогах и сборах. Тем не менее, наибольший ущерб общественным интересам возникает именно в связи с попытками спрятать противоправные действия по уклонению от уплаты налогов за занавесом «налоговой оптимизации». Все это, к сожалению, характерно для числа крупных отечественных компаний, которые имеют возможность значительно пополнять бюджет не только для отдельных регионов, но и в большей степени влиять на налогово-бюджетные отношения в стране в целом. В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогоплательщиком понимается одно юридическое лицо. Крупнейший налогоплательщик, как правило, является группой юридических лиц, связанных холдинговыми отношениями.[6] В области регулирования налогового права такие промышленно-хозяйственные комплексы не рассматриваются в качестве независимого субъекта права. Представление о налогоплательщике как о некотором обособленном предприятии в форме конкретного юридического лица, создает искаженный подход в определении размера его налоговой базы. Таким образом, налоговое законодательство предоставляет бизнес группам большие возможности для применения различных форм и способов уклонения от уплаты налогов. С этой целью система бизнеса строится на разделении центров затрат, прибыли и ответственности. Стоимость продукции становится инструментом переноса прибыли и финансовых ресурсов внутри объединенных структур. «Схемы уклонения от уплаты налогов в таких обстоятельствах могут быть не только многоуровневыми, но сочетать как вертикальную, так и горизонтальную интеграцию с использованием организаций, зарегистрированных в зонах с льготным налогообложением. Ситуация усугубляется также использованием подставных фирм. По разным оценкам, в оффшорах действует от 80 до 100 тысяч российских структур».[7] Под серьезные проекты формируются цепи, в которые включаются фирмы из солидных стран — агенты оффшоров и структуры из российских внутренних оффшорных зон. Таким образом, использование оффшорных схем является неотъемлемой частью «минимизации налогов», используемой многими крупными российским интегрированными бизнес структурами. Получается, если во всем мире свободные экономические зоны создаются для привлечения иностранных инвестиций, то у нас их используют для извлечения средств из бюджета, увода крупного бизнеса из-под налогообложения. Присутствие внутренних оффшоров в данной форме, прямо противоречит одному из основополагающих принципов налогового федерализма, получившему официальное закрепление в «Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.», утвержденной Правительством РФ еще в 2001 г. В соответствии с указанным принципом «налоговые полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления не должны ограничивать перемещение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг, а также позволять экспортировать налоговое бремя в другие регионы и муниципальные образования» .[8] В целях реализации данного положения Правительством РФ была поставлена задача, обеспечить уплату налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты по месту фактической деятельности предприятий, ликвидировать внутренние "оффшорные" зоны, ввести правовые и финансовые механизмы по противодействию недобросовестной налоговой конкуренции. В Российской Федерации нет федерального закона о внутренних оффшорах, или о свободных экономических зонах. Но существуют федеральные законы о предоставлении статуса особых экономических зон Калининградской и Магаданской областям. Их относят к законно признанным внутренним оффшорам. К примеру, на данный момент стала использоваться практика выделения субвенций из региональных бюджетов, пришедшая взамен предоставления налоговых льгот компаниям, созданным и оформленным на территории соответствующих регионов в качестве центров накопления прибыли различных бизнес-групп. Впоследствии, через бюджетные субвенции пытаются достичь тех же целей, что и ранее за счет льготного налогообложения во внутренних оффшорах – незаконное использование во вред бюджету. Более беспокойным представляется то, что указанная ситуация довольно часто возникает в связи с деятельностью крупных отечественных компаний, которые имеют возможность значительно пополнять бюджет не только для отдельных регионов, но и в большей степени влиять на налогово-бюджетные отношения в стране в целом. Только комплексное урегулирование рассмотренных ранее проблем будет оказывать поддержку как реальному формированию российского налогово-бюджетного федерализма, так и укреплению государственной экономической безопасности. Российское общество пребывает в состоянии глубоких экономических, политических и социальных преобразований, которые связаны с его демократизацией. Значимым фактором этих процессов становится механизм, который применяет государство для регулирования деятельности участников экономических отношений, через налогообложения. Налоги являются основным источником государственных доходов. С помощью развития экономики поддерживается финансирование важнейших общественных нужд, происходит обеспечение обороноспособности и поддержание социальной сферы. То есть, налоги являются важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности страны. Теневая экономика и налоговая составляющая находятся в противоположности: чем шире теневой сектор, тем крупная часть товаров и услуг скрывается от налогообложения, тем ниже надежность налоговой составляющей экономической безопасности России. Проблема защищенности в экономической области в последнее время принадлежит к разряду наиболее значимых, поскольку непосредственно отражает состояние и перспективы рыночной модели развития государства. Она в своей основе отдает приоритет поведению потребителя в рыночной среде. Поэтому любые факторы роста бюджетных ограничений на уровне индивида структур бизнеса государства ведут к сокращению совокупного спроса. В таких условиях степень экономических угроз и рисков возрастает. Подтверждением такого состояния в последние годы является не только сокращение доходной части федерального бюджета страны, но и региональных и местных бюджетов, которые в своей основной массе являются дотациями. Претерпевают мнения негативного характера и бюджеты домашних хозяйств, ухудшается финансовое состояние структур бизнеса. Но поскольку доходы бюджета в значительной степени зависят от налоговых поступлений, то угрозы и риски возрастают, значит, обостряется не только экономическая, но и ее составляющая налоговая безопасность страны. Поэтому актуализируется необходимость научного поиска и определения причин данного явления - экономический кризис; - санкции по отношению к российской экономике; - падение цен на энергоносители . Это те причины, на которые многие исследователи указывают при анализе роста неопределенности и рисков во всех сферах хозяйствования. Безопасная экономика должна функционировать по такому сценарию, при котором кризисы, неопределенность угрозы, риски учитываются, как закономерные явления воспроизводства в рыночных условиях хозяйствования. Это в полной мере относится и к налоговой системе. Однако реальная действительность подтверждает отсутствие такого сценария ее развития в Российской Федерации. Поэтому поиски причин роста рисков и угроз возможные страны исследователями продолжаются, и имеют место определенные достижения в этом направлении. Налоговая безопасность, явление общественной жизни, интегрирующее согласованные действия всех субъектов налогооблагаемого процесса и единства их интересов. Вне решения проблемы интересов экономическая безопасность, равным образом, как и налоговая безопасность не достигается. Она обеспечивается на основе единства интересов налогоплательщика и государства. Там, где такого единства нет, возрастают угрозы и риски не только в налоговой сфере, но и в экономике в целом. «Будучи участниками рынка, мы удовлетворяем свою корысть, но если мы будем только участниками рынка, одно это уже не будет удовлетворять даже нашей корысти. Мы должны думать об обществе, в котором живем, а когда дело касается коллективных решений, мы должны руководствоваться интересами общества в целом, а не нашими узкими эгоистичными интересами».[9] Но эгоистичные интересы генерируются рыночной экономикой, развивающейся, прежде всего на основе частной собственности. Поэтому противоречия в данной системе усиливаются, угрозы и риски возрастают, что влечет за собой обострение проблемы экономической безопасности и актуализирует необходимость ее исследования и методов ее решения. Таким образом, теоретическое обоснование налоговой безопасности, ее тактические и стратегические цели экономической наукой еще не сформулированы. В связи с этим обязательность ее достижения проблематична не только по причине степени познания ее экономической природы, но и отсутствия термина «налоговая безопасность» в законодательных актах Налоговая безопасность, являющаяся составным элементом финансовой и экономической безопасности, объективно генерируется степенью удовлетворения потребностей налогоплательщика в общественных благах. Отсюда следует, что государство, как получатель налога, должно рационально и эффективно использовать налоговые доходы в интересах в т.ч. и налогоплательщиков. В этих условиях степень рисков и угроз в налоговой сфере будет снижаться. 1.2 Налоговые риски Налоговая система современной России уже пережила несколько этапов своего развития. Период становления 1991 отмечен бессистемным увеличением количества действующих налогов и сборов. Наличием пробелов и противоречий в налоговом законодательстве и отсутствием целостного понимания источников налогового права, а также механизмов и методов налогообложения. Принцип стабильности налогообложения повсеместно нарушался, возникали ситуации, приводящие к двойному налогообложению, тем самым государство через налоговую систему дестабилизировало социально-экономическое развитие страны. Продолжение данной тенденции могло привести к полному коллапсу бюджетно-налоговой системы. В 1998 г. были предприняты первые попытки улучшения налоговой системы на основе соблюдения принципов стабильности, простоты и понятности. С принятием части первой Налогового кодекса (НК) РФ и установлением единых правил налогообложения начался второй этап развития налоговой системы. К сожалению, добиться одновременно повышения экономической эффективности и обеспечить социальную справедливость в налогообложении не удалось. Именно на этом этапе в 2005 году в налоговой системе страны исчезла прогрессивная шкала при налогообложении доходов физических лиц и появилась регрессивная шкала налогообложения при взимании платежей на социальные нужды в составе вновь появившегося единого социального налога. На третьем этапе, начиная с 2008 года, происходит постепенный отказ от фискальной ориентации налоговой системы. Реформа системы налогового администрирования сгладила наиболее острые углы в отношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами, а изменение механизма исчисления и уплаты НДС позволило его несколько упростить и в некоторой степени унифицировать с налоговыми системами ведущих торгово-экономических партнеров РФ. Таким образом, происходящие в российской системе налогообложения процессы имеют, в общем, прогрессивный характер. Анализ налоговой системы Российской Федерации показывает, что на различных этапах ее становления, степень соблюдения принципов построения эффективной налоговой системы, сформулированных, еще классиками экономической теории А.Смитом и Д. Риккардо была разная. Экономика России, демонстрировавшая в последние годы достаточно быстрый и устойчивый рост, в условиях глобального финансового кризиса может несколько пошатнуться, и не исключено, что с увеличением риска значительного сокращения налоговых доходов правительство вновь будет ориентироваться на реализацию не регулирующей, а фискальной цели налогообложения. В связи с чем, налоговые риски для значительной части налогоплательщиков также могут увеличиться. Все это заставляет более пристально посмотреть на потенциальные налоговые риски, которые могут появиться в ближайшее время. Так что такое налоговый риск? Несмотря на различия в трактовке рассматриваемого понятия, авторы первостепенно все же определяют налоговый риск как угрозу, возможность неполного поступления налоговых доходов. Что же касается причин возникновения данного риска, этот вопрос остается дискуссионным. По мнению одних специалистов, факторами возникновения налоговых рисков государства являются недостатки в налоговом законодательстве, другие рассматривают еще и неэффективность работы контролирующих органов. Некоторые авторы, считая, что перечень факторов возникновения налоговых рисков государства, заложенных в самом определении данного понятия, в своих работах предлагают их различные классификации. Например, В. Г. Пансков подразделяет факторы на две группы: внутренние и внешние. К внутренним относится проводимая государством налоговая политика. К внешним — формирование и функционирование международных оффшорных зон; — использование налогоплательщиками схем минимизации ухода от налогообложения; — функционирование теневой экономики; — мировая конъюнктура цен на энергоносители и связанные с ней колебания рубля по отношению к мировым валютам. Также О.В. Гордеева обширно расписывает несколько факторов возникновения рисков: - Информационные факторы Недочеты и искажения информации очень часто являются предпосылкой появления налоговых рисков. На сегодняшний день их появление обусловлено не отсутствием информации, а сложностью ее объяснения. Сложность точного юридического описания процесса налогообложения, также недостатки в юридической сфере, пробелы и противоречия, имеющиеся в налоговом законодательстве. Все это до сих пор достаточно часто являются причинами разного толкования норм налогового законодательства со стороны участников налоговых отношений. - Организационные факторы Трудности в совместной деятельности структурных подразделений организации помимо прочего, являются фактором налогового риска: несвоевременное получение бухгалтерией информации о заключении сделок сможет привести к нарушению налогового законодательства. К числу организационных причин следует помимо прочего отнести недостаточную квалификацию работников, ответственных за вопросы налогового планирования, исчисления и уплаты налогов. - Технические факторы Сложность порядка исчисления и уплаты налогов создает непреднамеренные ошибки налогоплательщиков либо налоговых агентов. Тяжело вести раздельный учет операций, по-разному облагаемых, при том, что отсутствует общий методический аппарат на законодательном уровне, специализированная техника и программный продукт. Для работы налоговых органов технические факторы также значимы. - Экономические факторы Решение задач социально-экономического регулирования имеет возможность потребовать изменения налогового законодательства, таких как установления либо отмены налогов, изменения порядка и исчисления и уплаты, изменения налоговых ставок и льгот, собственно, что в свою очередь может явиться фактором появления налоговых рисков. Трудность действующего процесса исчисления и уплаты основных налогов, скорее всего, может привести к появлению глобальных затрат на соблюдение обязанностей налогоплательщика. Попытки сэкономить, ведет к последствиям увеличения налоговых рисков. Высокие затраты на налоговый аудит и ведение налоговых споров можно также отнести к категории экономических факторов. - Социальные факторы В данной категории проблема состоит в том, что государство непосредственно может активно использовать налоговую политику, как механизм регулирования социальных процессов в целях развития общества. Например, выравнивание уровня доходов населения на основе системы прогрессивного налогообложения доходов физических лиц. Как говорится, сознательная деятельность хозяйствующих субъектов по уклонению от уплаты налогов является одним из социальных факторов возникновения налоговых рисков. [10] Классификация дает нам представить риски по местам их возникновения, но без взаимосвязи со сферами деятельности. Эту классификацию можно дополнить источниками возникновения рисков (табл. 1.1). Таблица 1.1 Отсутствие единого мнения по данному вопросу может быть обусловлено его относительной новизной и сложностью изучения. В настоящее время в России недостаточно исследована данная область. Не существует системного подхода к определению налогового риска государства, т. е. риска на макроуровне, в отличие от микроуровня, уровня фирмы, где имеется как теоретическая, так и практическая база. Сложность изучения налоговых рисков государства связана с тем, что государству всегда приходится иметь дело с большим числом переменных и более сильным влиянием субъективного фактора, чем организациям или бизнесу. Также государство всегда должно учитывать интересы всех субъектов правоотношений в силу существующих между ними связей. Несмотря на все это, необходимость изучения налоговых рисков государства сложно переоценить. Создание механизма, позволяющего своевременно выявлять, оценивать риск и управлять им, является важной задачей для государства. В рамках международных стандартов управления рисками выделяют основные вопросы общего характера, которым государство должно уделить особое внимание для эффективного управления риском: 1) что может случиться (выявление потенциального риска). В каждой сфере требуется регулярное изучение реальной ситуации, включая строгую научную оценку имеющихся тенденций, возможностей, опасностей, вероятности их возникновения и ожидаемого воздействия; 2) что важно (оценка). Установив, что может случиться, государство должно сформировать оценочные суждения о желательности или нежелательности различных результатов, учитывая, например, важность обеспечения надежной работы службы, преимущества, которые принесет та или иная инновация, или место рассматриваемой деятельности в рамках общественного договора между государством и его гражданами; 3) что можно сделать (действия). Установив, что является важным, государство должно составить план того, каким образом избежать, смягчить, предусмотреть или иным образом проконтролировать потенциальный риск, учитывая в этом плане и фактор неопределенности.; 4) что произошло (анализ). Предприняв какие-либо действия на начальном этапе, государство должно проанализировать, был ли достигнут ожидаемый эффект, следует ли внести поправки в существующую оценку риска и нужно ли предпринимать дальнейшие действия. Все это должно сопровождаться эффективным обменом информацией . [11] Каждый экономический субъект, даже ФНС и ее территориальные органы, имеют риски в собственной деятельности. На данный момент подход, направленный на деятельность контрольных органов России стал довольно актуальным, и налоговая инспекция России, как и ее территориальные органы, используют его для выбора кандидатов в целях налогового контроля. Данный подход базируется на анализе предоставляемой налоговой отчетности и использования определенных критериев ее оценки. Данная тенденция сформировалась в последние годы и уже позволила повысить эффективность контроля при снижении общего количества проверок. Исходя из способности управления рисками, их принято разделять на систематические и несистематические. Систематические риски обозначены действиями различных факторов, которые считаются едиными для всех экономических субъектов. Другими словами, они не зависят от деятельности ФНС РФ и ее территориальных органов, а находятся в зависимости. Например, от таких факторов, как падение цены на нефть, ухудшение политической обстановки в стране, что, может способствовать к сокращению поступлений налоговых платежей в доходы бюджетов системы РФ. Но невозможно утверждать, что для каждого субъекта РФ падение цены на нефть будет воздействовать одинаково. К примеру, стоит отметить, что в большей степени падение цены на нефть повлияет на нефтяные регионы (Республики Башкортостан и Татарстан, и др.) в результате, в этих субъектах может сократиться объем поступлений в их бюджеты налога на прибыль организаций. В других субъектах РФ, где добыча нефти отсутствует, влияние данного фактора, будет не таким значительным и риск неполного получения запланированных налогов в бюджеты будет минимальным. В следствии это, влияние систематического риска для каждого конкретного субъекта РФ может быть различным. Так как ФНС производит эффективную оценку деятельности территориальных налоговых органов, то результаты показателей контрольных мероприятий имеет вероятностный характер, то есть существуют несистематические риски, которые зависят и обусловлены действиями самих экономических субъектов - налоговых органов. Риск - ориентированный подход в деятельности налоговых органов предполагает выявление рисков на всех стадиях контрольной работы при проведении камеральных проверок, предпроверочного анализа, выездных проверок, взыскания налоговых доначислений, досудебных и судебных разбирательств. На всех названных стадиях контрольной работы есть факторы, влияющие на результативность контрольных мероприятий и соответственно, влияющие на оценку эффективности работы контрольных органов (табл. 1.2). Таблица 1.2 Факторы риска налоговых органов Виды факторов Причины возникновения Качество предпроверочного анализа - Не до конца налажено эффективное сотрудничество с органами, обладающими информацией о налогоплательщиках - Не в полной мере внедрены электронные современные методы взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками Качество планирования контрольных мероприятий - Отсутствует на региональном уровне отраслевой риск-анализ - Формирование проекта плана ВНП инспекцией местного уровня Коррупционная составляющая - "Договорные" проверки - Низкая оплата труда Подготовленность и профессионализм персонала налоговых органов - Большая текучесть кадров - Нерегулярное прохождение повышения квалификации в области налогообложения Качество подготовки актов проверки ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: